MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Маркетинг
MD Маркетинг
>
Магазин исследований Маркетинговые исследования Стратегический маркетинг Маркетинг-микс Управление маркетингом и продажами Книги о маркетинге Маркетинговые услуги О проекте Форум
 
Маркетинговые исследования :: Примеры :: Рынок рыбы

Рынок рыбы


Описываются потребительские предпочтения, как на мировом, так и на российском рынке рыбы.


Рыбный день

Традиция советского общепита устраивать по четвергам рыбный день, похоже, канула в Лету. За последние 10 лет потребление россиянами рыбы сократилось в несколько раз, достигнув, по одним источникам, 10 кг, а по другим - и вовсе 5 кг в год на душу населения. Большинство семей перестало готовить рыбные блюда дома, о чем свидетельствуют изменения рынка сбыта, а вектор покупок сместился в сторону дешевой рыбы - наваги, хека или зубатки

Каждую страну отличают свои гастрономические пристрастия. Так, в Испании и Португалии любят треску (80% потребления), в Норвегии - лосося, в России - карпа, судака и осетровых. Участники рынка считают потребителей рыбы аудиторией консервативной. “Переход от одних предпочтений к другим происходит очень медленно, российский покупатель как привык еще с советских времен есть живого карпа, так и продолжает есть исключительно карпа. Возможно, потребитель станет несколько разворачиваться - потребление карпа будет сокращаться, так как он просто окажется вытеснен другими видами рыб”, - говорит Эдуард Дмитренко, замдиректора рыбного департамента ОАО “Мосагропром”. Карп - отнюдь не единственная представленная на рынке живая рыба. В супермаркетах, где есть аквариумы для живой рыбы, можно купить форель, стерлядь, сома и даже живых раков.

Учитывая низкие доходы большинства населения, крупные торговцы делают ставку на развитие сегмента недорогой столовой рыбы (налим, хек, минтай, путассу). Тем не менее в крупных городах весьма заметно увеличивается спрос на рыбу деликатесной группы - собственно, граждан, проживающих в мегаполисах, учитывая их более высокие доходы и развитость в городах ресторанной сети, тоже можно назвать своего рода “деликатесной группой” среди россиян.

Значительную долю покупателей завоевывает продукция в переработанном виде - рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба. “При росте благосостояния, несомненно, возрастет потребление рыбы во всех видах и категориях, но я считаю, что самый значительный рост будет именно в потреблении рыбы, прошедшей переработку”, - рассказал “Фокусу” Роман Сидорчук, исполнительный директор компании “Милагро-М”.

Таким образом, картина рыбного рынка выглядит весьма пестрой. С одной стороны, львиная доля продаж приходится на дешевую рыбу, с другой - растет количество предлагаемых на рынке деликатесов. И все это на фоне увеличивающегося с каждым днем ассортимента.

С костями, но за три. Без костей, но по пять

На рынке представлена живая, охлажденная и мороженая рыба. Самой высокой ценностью обладает живая, однако ее потребляют в малых количествах. Причин тому несколько. Живая рыба - скажем, сравнительно недорогие сом или карп - очень костлява. А форель или стерлядь, в свою очередь, относительно дороги.

Сегодня в мире существует три крупнейших центра по оптовой торговле свежей рыбой. Один находится в Японии, два других - в Европе (Испания, Франция). Рынки накапливают товар в течение дня и торгуют... по ночам - с 12 часов ночи до 4-х утра. Отовсюду туда стекаются оптовые покупатели. Как правило, большая часть российских компаний, занимающихся охлажденной рыбой, делает закупки именно там, поскольку это наиболее удобный и оптимальный способ приобретения охлажденной рыбы. Дело в том, что на этих рынках представлен широкий ассортимент рыбной продукции - от анчоусов до тунцов.

Высоко ценится рыба в охлажденном виде. Выловленную из моря рыбу потрошат, упаковывают в коробки из полиэстера или пенопласта и засыпают льдом. При температуре от 0 до +3 она может храниться 10-12 дней. Охлажденная рыба особенно популярна на Западе. По словам Андрея Зубкова, коммерческого директора компании “Норд Кэп”, “Европа на 90% потребляет рыбу в охлажденном состоянии и лишь на 10% - в замороженном”. Лидируют по потреблению охлажденной рыбы японцы (на рыбную продукцию глубокой заморозки в Японии приходится максимум 5% местного рынка).

Россия такими показателями пока похвастаться не может. Объемы ввозимой на территорию страны охлажденной рыбы незначительны. Ее основной потребитель - рестораны и небольшая часть супермаркетов. В “Мосагропроме” склонны полагать, что на сегодняшний день в России рынка охлажденной рыбы и вовсе нет. “Такой рыбы в России просто нет, потому что нет методики ее доставки, магазины не оборудованы специальными холодильниками, прилавками. К нам везут замороженную рыбу, которую потом размораживают и выдают за охлажденную, все это продукт дефростации. Возможно, когда-нибудь и мы придем к цивилизованным поставкам охлажденки”, - считает Эдуард Дмитренко.

На самом деле охлажденная рыба на рынке все же присутствует, а компании, занимающиеся ее доставкой и реализацией, демонстрируют бодрость. “Думаю, число людей, потребляющих охлажденную рыбу, будет расти. Все-таки в ней сохраняется намного больше полезных веществ, чем в замороженной рыбе, а это веский довод для растущей с каждым днем армии приверженцев здорового питания, - говорит Андрей Зубков, коммерческий директор компании “Норд Кэп”. - Есть и чисто экономический аспект, позволяющий ожидать роста потребления охлажденной рыбы. Сейчас на рынке временная ситуация, когда, к примеру, цены на охлажденного лосося выше цен на замороженного, но когда ситуация стабилизируется и цены снизятся, можно будет ожидать увеличения объемов продаж охлажденной рыбы”. Сегодня цены на охлажденную и замороженную рыбу на российском рынке одинаковы только в тех компаниях, которые везут из-за рубежа исключительно один вид рыбы, например лосося (если его доставка осуществляется автотранспортом). В компаниях, предлагающих широкий ассортимент рыбной продукции, цены на охлажденную рыбу выше, чем на мороженую, поскольку рыба прилетает на самолете, а это уже совсем иной порядок затрат.

Именно замороженная рыба представлена на российском рынке наиболее широко. Ее длительный срок хранения достигается в результате использования метода шоковой заморозки - к примеру, лосося замораживают при температуре около -40оС. Сегодня этот метод применяется практически ко всем продуктам, требующим замораживания, в частности к фруктам и овощам (более подробно читайте об этом в № 21 “Фокуса”). Но широкое применение метода относится к экспортной рыбе - в России пока никто не решается на приобретение дорогостоящих линий шоковой заморозки (по мировым стандартам температура рыбы по хребту в результате шоковой заморозки должна равняться -18оС; малейшее отклонение в температуре свидетельствует о нарушении технологии заморозки).

Наиболее высоко ценится рыба, замороженная прямо на судне, с которого ее ловили, так как время, прошедшее с момента улова, минимально. Охлаждением и заморозкой занимаются также на берегу. Выловленную рыбу оглушают током, после чего разделывают, сортируют по размеру, качеству мяса, а затем в зависимости от конкретного заказа подвергают охлаждению или заморозке.

Статья публикуется в сокращенном варианте.

Полный ее текст читайте в журнале "Русский фокус".


Источник: agroforum.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Примеры маркетинговых исследований."
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Автомобильный рынок России
В статье анализируется состояние автопрома России в конце 2001 - начале 2002 года. Критически рассматривается усовершенствованная концепция развития автомобильной отрасли. Приведены мнения...
подробнее..
Концепция развития автомобильной промышленности России
Описана концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года. Указаны цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей...
подробнее..
Отечественный транспорт будет конкурентоспособным
В обзоре рассказывается о программе модернизации транспортной системы РФ в 2002-2010 гг. Указаны объемы инвестиций и планируемые мероприятия.
подробнее..
Российский алкогольный рынок
В обзоре анализируется российский алкогольный рынок. Приведена следующая информация: динамика рынка, особенности российского рынка, наиболее популярные марки, возможные последствия государственного...
подробнее..
Краткое резюме обзора Российский рынок свинины 2003 года
Дано комплексное описание рынка свинины России в 2003г.
подробнее..
Анализ рынка монолитного жилья
В обзоре приводится статистические данные по рынку новостроек г. Москвы на лето 2005г. Подробно описана методология исследования, приведены объем сегмента, ценовая гистограмма, распределение площадей...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: