MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Маркетинг
MD Маркетинг
>
Магазин исследований Маркетинговые исследования Стратегический маркетинг Маркетинг-микс Управление маркетингом и продажами Книги о маркетинге Маркетинговые услуги О проекте Форум
 
Маркетинговые исследования :: Примеры :: Тенденции мирового рынка сухого обезжиренного молока за последние 7 лет

Тенденции мирового рынка сухого обезжиренного молока за последние 7 лет


Статья является попыткой аналитического обобщения событий происходивших на мировом рынке сухого обезжиренного молока за последние 7 лет.


Для анализа тенденций рынка сухого обезжиренного молока (СОМ) на наш взгляд необходимо учитывать следующую совокупность основных факторов:

Мировое производство.

Мировое потребление.

Мировой экспорт/импорт (движение товара между странами производителями и потребителями).

Квотирование производства по основным странам производителям.

Квотирование торговли по соглашениям ГАТТ (преференциальные квоты) и межгосударственные соглашения.

Остатки на складах на конец года (ending stocks)

Необходимо заметить также, что кроме объективных, перечисленных выше факторов, существенное влияние на рынок СОМа могут оказывать так называемые "спекулятивные ожидания" трейдеров. Как у многих товаров относящихся к "commodity market" спекулятивные колебания цен на СОМ могут достигать 100% за 2 года. Однако, это тема для отдельного обсуждения к которой мы обратимся в одной из следующих статей данного цикла.

Мировое производство.

Мировое производство СОМ составляет около 3 миллионов тонн ежегодно.

564

Основными производителями СОМ являются: США (630тысяч тонн), Германия (320 тысяч тонн), Франция (280-300 тысяч тонн), Австралия (250 тысяч тонн), Новая Зеландия (200 тысяч тонн), Ирландия (150 тысяч тонн), Польша (140 тысяч тонн).

Безусловным лидером по производству СОМ являются США - 630 тысяч тонн, Германия и Франция производят 60% от общего производства стран ЕС. По информации Комиссии Европейского Содружества в ближайшее время ожидается некоторое снижение производства и потребления СОМ в ЕС, в основном из-за падения использования СОМ в производстве кормов для животных. Пищевое потребление СОМ остается стабильным.

Мировое потребление.

Мировое потребление СОМ составляет 2,8-2,9 миллиона тонн ежегодно.

565

Рис.2

Основными странами потребителями СОМ являются: США (400 тысяч тонн), Франция (280 тысяч тонн), Голландия (150 тысяч тонн) и страны Азии ( суммарно 850 тысяч тонн)

Мировой экспорт/импорт СОМ (рис.3, рис.3.1.)

566

Рис.3

567

Рис.3.1.

Основные страны покупатели СОМ это: страны Азии, Северной Африки и Латинской Америки, среди которых лидирующее положение занимают Мексика, Алжир, Индонезия, Малайзия и Филиппины.

Остатки на складах на конец 2001 года (см. рис 4) оцениваются как 780-820 тысяч тонн (по разным данным), что как минимум на 200-250 тысяч тонн выше средних за последние 10 лет.

568

Рис.4

Существенное превышение запасов над среднегодовым естественным образом не может не отразиться на ценах. Российские запасы (включая основных потребителей) на 01.01.2002 могут быть оценены как 18-20 тысяч тонн, что тоже выше обычных. Запасы на складах Украины также можно оценить в 15-20 тысяч тонн.

569

Рис.5

Для лучшего понимания тенденций цен на рынке СОМ необходимо рассмотреть диаграмму за последние годы. На рис. 5 представлены графики цен на СОМ стандарта Extra Grade на условиях FOB Северная Европа за последние 7 лет начиная с 1995 года и ГОСТ 10970-89 на условиях FCA центральная Россия. Несмотря на существенную разницу в качестве СОМ, можно отметить неплохую корреляцию двух пар кривых. Существенно выпадающие из общих тенденций отрезки с августа 1998 года по март 1999 года и с ноября 1999 года по июль 2000 года вполне объяснимы.

Первый "провал" цен ( в долларовом исчислении) результат резкой девальвации рубля после кризиса августа 1998 года, второй - не столь резкий, но существенный - последствия ввоза "гуманитарной помощи" в количествах сравнимых с половиной годового производства всей страны.

Кстати, нельзя не отметить невероятно быстрое восстановление рынка СОМ до уровня определяемого общей тенденцией графиков (после кризиса 1998 года - 6-7 месяцев, после "гуманитарной помощи" - 7-8 месяцев), что говорит о чрезвычайно высоком влиянии экспортной составляющей на Российский рынок.

Крайне любопытным представляется также эффект некоторого скачка цен сразу после окончания периодов "провала" - цена на внутреннем рынке более приближается к европейским ценам, чем в стабильные периоды. Это объясняется, с нашей точки зрения, не столько экономическими и производственными причинами, сколько психологическим "эффектом маятника". На какой-то период само ожидание роста цен может поднять цену, но, естественно, не на длительное время. Точно так же (но с обратным знаком) ожидание "провала" рынка может на незначительное время ускорить "провал" и увеличить его глубину. Надо сказать, что как сам "эффект маятника" так и связанное с ним поведение участников рынка (при очевидном условии ограниченного числа "игроков" - около 150-170 заводов-производителей и 20-25 компаний-трейдеров) являются предметом отдельного изучения и анализа, позволяющего определить краткосрочные тенденции рынка.

Давайте попробуем, вернувшись к рис.5 в точку январь 2000 года, проанализировать ситуацию за два последних года, учитывая не только экономические, но и психологические факторы.

Итак: январь 2000 - выброс в свободную торговлю основной массы "гуманитарки". Рынок проседает за месяц на 200-250 $/т, в течение следующих 2-3 месяцев стабилизируется, а затем начинает неуклонно расти, чуть медленнее чем мировой рынок из-за явного излишка "гуманитарной помощи", однако с хорошей точностью отслеживая тенденции мирового рынка. К октябрю 2000 внутренние цены выравниваются с ценами экспортного спроса. В ноябре внутренний рынок обгоняет внешний спрос (в Европе цены достигли потолка еще в октябре и стабилизировались), а в декабре - вот он эффект "ожидания роста"! - внутренний рынок подскакивает на 35%-40%. Однако, ненадолго - к концу февраля 2001 внутренний спрос падает и к марту-апрелю цены приходят к своему "экономическому" уровню 1270$/т-1350$/т (некоторые постоянные читатели журнала помнят статью-прогноз февраля 2001 с экономическим обоснованием рыночной цены на лето 2001). С апреля по июль рынок ведет себя экономически сообразно и сбалансированно. Однако, уже к середине июля вместо экономики опять начинает работать психология: стоявшая в течение полутора месяцев жара в центральной части России, "породила" коллективную идею о катастрофической нехватке сырья (хотя статистика показывала лишь незначительное снижение надоев), цены за две недели подскочили на 30%-35%.

Все (и производители и трейдеры) у кого были деньги (или возможность получить кредит) бросились делать закладки, тем самым увеличивая ажиотаж и создавая уже реальный (кратковременный) дефицит продукции. Но как и в предыдущем случае искусственный спекулятивный всплеск цен продолжался недолго 2-2,5 месяца. Уже к сентябрю рост цен прекратился, а в октябре цены начали снижаться. Тем не менее логика и расчеты (исходя из предполагаемой зимней цены сырья 5-5,5 руб./л) позволяли предположить, что к январю цены вновь достигнут уровня 50-54 руб./кг. Этого не произошло. В результате сочетания четырех напрямую не связанных факторов рынок провалился в феврале 2002 года до уровня ниже летних июльских цен.

На наш взгляд к этому привели следующие события:

Резкий рост цен в июле 2001 почти полностью остановил экспорт из России (вместо обычных 20-25 тысяч тонн вывезено 16,7 тысяч тонн). Ажиотажный спрос и спекулятивные ожидания привели к увеличению объемов производства по крайней мере на 10%-15%.

К августу 2001 высокие спекулятивные ожидания перекинулись на соседние "условно связанные" рынки Украины и Белоруссии, что также привело к существенному уменьшению экспорта СОМа на рынки "дальнего зарубежья". Трейдеры начали придерживать товар на зиму.

В сентябре начал "проседать", а к декабрю просто "провалился" на 700$/т мировой рынок (спрос остановился), что существенно усилило давление на Российский рынок украинского и белорусского товара.

Небывало высокий урожай фуражного зерна в России (на первый взгляд никакого отношения к сухому молоку не имеющий) привел к небывалому за последние 7 лет увеличению зимних надоев (более корректно сказать - к не столь сильному как обычно зимнему падению сырья). В результате зимнее потребление сухого молока сократилось более чем в два раза (оказывается если коров зимой нормально кормить они дают хорошие надои не только в Финляндии, но и в России).

По отдельности каждый из вышеперечисленных факторов не оказал бы столь существенного влияния на рынок, особенно в зимнее время.

До 15 января 2002 года Российский рынок колебался на уровне 45-47 руб./кг, но во второй половине января надежды на стабилизацию сменились устойчивым ожиданием падения цен. Объективные экономические факторы наложились друг на друга и в сочетании с психологическими привели к эффекту "коллапсирующего" рынка - трейдеры начали "скидывать" товар по "любой" цене. Цены в России к 15 февраля 2002 года достигли 35-37 руб./кг, а по некоторым предложениям в регионах - 32 руб./кг. На Украине предложения в 1000$/т считаются достаточно высокими.

По мнению большинства трейдеров "дно" еще не достигнуто. По видимому "эффект маятника" продлится еще 1,5-2 месяца. К апрелю наступит некоторая стабилизация цен, хотя не исключено "проседание" рынка до уровня 900$/т. Однако, простой сырьевой расчет показывает, что даже при летней цене масла 41-42 руб./кг и цене сырья на уровне 3,5 руб./л цена на СОМ ниже 31-32 руб./кг является нерентабельной. Массовое снижение цены на сырье ниже 3,3-3,5 руб./л не представляется вероятным.

Безусловно, определяющую роль в этом сезоне, по крайней мере до августа, будут играть экспортные цены. Хотя исходя из количества запасов на складах (см рис.4) экспорт будет непростым занятием. С нашей точки зрения, в ситуации падающего, или просто слишком низкого, рынка некоторые преимущества будут иметь компании или группы компаний, способные выйти на экспортный рынок с предложениями больших партий товара (от 1000 тонн и выше) по умеренной (но отнюдь не самой низкой) цене. Российским производителям для защиты интересов по продвижению собственной продукции на мировых рынках придется договариваться, а, возможно, и объединяться. ( Кстати, успешным примером таких объединений производителей могут служить широко известные в мире компании "American Dairy", "Valio" и "Новозеландские молочные продукты" ) В условиях агрессивной конкурентной внешней среды такие объединения представляются наиболее жизнеспособными.

Александр Поляк

Тел. +7(495) 182-23-17, +7(495) 183-38-29


Источник: d2d.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Примеры маркетинговых исследований."
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Автомобильный рынок России
В статье анализируется состояние автопрома России в конце 2001 - начале 2002 года. Критически рассматривается усовершенствованная концепция развития автомобильной отрасли. Приведены мнения...
подробнее..
Концепция развития автомобильной промышленности России
Описана концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года. Указаны цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей...
подробнее..
Отечественный транспорт будет конкурентоспособным
В обзоре рассказывается о программе модернизации транспортной системы РФ в 2002-2010 гг. Указаны объемы инвестиций и планируемые мероприятия.
подробнее..
Российский алкогольный рынок
В обзоре анализируется российский алкогольный рынок. Приведена следующая информация: динамика рынка, особенности российского рынка, наиболее популярные марки, возможные последствия государственного...
подробнее..
Краткое резюме обзора Российский рынок свинины 2003 года
Дано комплексное описание рынка свинины России в 2003г.
подробнее..
Анализ рынка монолитного жилья
В обзоре приводится статистические данные по рынку новостроек г. Москвы на лето 2005г. Подробно описана методология исследования, приведены объем сегмента, ценовая гистограмма, распределение площадей...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: