MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Маркетинг
MD Маркетинг
>
Магазин исследований Маркетинговые исследования Стратегический маркетинг Маркетинг-микс Управление маркетингом и продажами Книги о маркетинге Маркетинговые услуги О проекте Форум
 
Маркетинговые исследования :: Примеры :: Особенности национальной фармацевтики.

Особенности национальной фармацевтики.


Фармацевтический рынок России интересен сегодня как с точки зрения влияния внешних процессов, происходящих на мировом рынке, так и его внутренних национальных особенностей. Сейчас его объем в отпускных ценах заводов-изготовителей составляет немногим более $2,5 млрд в год, что гораздо ниже докризисного уровня. Доля иностранных производителей неуклонно растет, а российских - падает. Если ситуация на отечественном фармрынке в ближайшие годы не изменится в пользу российских компаний, а зарубежные продолжат агрессивное наступление, то, по оценкам экспертов, соотношение долей рынка изменится в еще большей степени: 90-95% будет принадлежать иностранным компаниям. А это практически весь фармрынок, который относится к числу стратегических, поскольку связан со здоровьем населения страны.


В чем же причина столь пессимистичной картины? Прежде всего - в отсутствии ясного понимания российскими компаниями нужд потребителей. Иностранные компании, имеющие богатый опыт ведения бизнеса, более клиентоориентированы. Особенность же наших фармпроизводителей в том, что они до сих пор не трансформировались в рыночно ориентированные фармкомпании и остаются просто производителями.

В чем же разница между фармпроизводителем и фармкомпанией? Самое главное отличие - в ориентации компании на потребителя и на производство тех препаратов, которые востребованы рынком. Исторически сложилось, что наши фармпроизводители ориентируются прежде всего на возможности производства. Они сначала производят все, что можно произвести, а затем задумываются о реализации...

В этом кроется одна из очень больших проблем как для самих предприятий и тех, кто там работает, так и для тех городов, в которых они являются бюджетообразующими, а значит - и для всей страны в целом. И чем быстрее российские производители поймут это и перестроят свой бизнес, тем больше у них шансов выжить и изменить ситуацию на рынке в свою пользу. В настоящее время ряд российских компаний очень активно перестраивает свой бизнес. Очевидной становится необходимость того, чтобы государство активно содействовало процессам стабилизации положения отечественных фармкомпаний на рынке, где им нужна реальная и эффективная поддержка.

Залогом цивилизованной здоровой конкуренции отечественных и иностранных производителей является формирование равных условий для всех, при которых исключено монопольное положение того или иного фармпроизводителя. Отечественные производители, активно перестраивающие свой бизнес, уделяют больше внимания обновлению портфеля своей продукции и ее продвижению. И государство отчасти помогло им тем, что затраты на продвижение продукции можно относить на себестоимость и их не приходится платить из прибыли, как это было раньше.

Хорошей поддержкой отечественному производителю послужит упрощение и ускорение процедуры регистрации новых российских препаратов. Она должна быть проще, чем для иностранных компаний. Сейчас она сложнее. Благодаря этому зарубежные компании могут быстрее выводить на российский рынок новые препараты. И здесь нужна реальная помощь государства, чтобы создать условия для нормальной конкуренции и мотивации. Это поможет российским компаниям быстрее регистрировать нужные нашему населению лекарственные препараты, отпадет необходимость закупать их аналоги за рубежом.

Немаловажным является вопрос регистрации цены. Рентабельность российских фармкомпаний государство ограничивает жесткими рамками. За рубежом ситуация аналогичная, но там государство гарантирует фармкомпаниям бюджетное финансирование системы лекарственного обеспечения. Российские же фармкомпании взамен не получают ничего! При этом наценка для зарубежных компаний в России ограничивается разницей между таможенной и аптечной ценой, и вся прибыль этих компаний остается за рубежом. Наценка же у российских компаний ограничивается разницей между себестоимостью и аптечной ценой, что не способствует ни развитию фармацевтических компаний, ни пополнению бюджета государства.

Почему государство и потребители заинтересованы в развитии российских фармпроизводителей? Во-первых, отечественные лекарства дешевле. Зачем тратить бюджетные средства на иностранные препараты, если есть российские аналоги, адекватные по качеству и эффективности. Во-вторых, российские фармпроизводители платят больше налогов в бюджет с каждого рубля продаж. Здесь государству просто необходимо подсчитать прибыль на вложенные средства. Предположим, российский препарат стоит 30 руб., а зарубежный аналог - 60. Качество - сопоставимое. Какой препарат выгоднее покупать государству? Очевидно, что российский. Иная ситуация, если оба препарата имеют одинаковую стоимость. Здесь необходимо оценить, куда эти средства будут перечислены дальше. Сколько налогов западный производитель заплатит в России с полученной выручки? И сколько заплатит российский?

Естественно, смысл поддерживать российского производителя у государства есть только тогда, когда он платит налоги. Если же компания не платит налогов или качество препарата у нее неадекватное, тогда можно предпочесть "иностранца" или более добросовестного отечественного производителя. Государству необходимо ориентироваться на те российские компании, которые могут обеспечить высокое качество продукции и добросовестно платят налоги.

Для государства немаловажно пополнение бюджета и повышение эффективности при финансировании здравоохранения лекарственного обеспечения. Насколько оптимальна сегодня система финансирования здравоохранения, судить сложно, но можно обратиться к зарубежному опыту, где существует практика медицинского страхования и отсутствует бесплатное медицинское обеспечение. Очевидно, что нашу систему финансирования здравоохранения необходимо гармонизировать в соответствии с зарубежной практикой. Тогда эффективность вложения бюджетных средств будет гораздо выше. Необходимо учитывать специфику российского здравоохранения, а также использовать лучшие образцы работающих систем финансирования здравоохранения зарубежных стран.

Проблемы российского фармацевтического рынка невозможно решать в одиночку - ни государству, ни отдельному субъекту российского фармацевтического рынка, будь то производитель или дистрибьютор. Поэтому необходимо создать специальную рабочую группу по каждому отдельному вопросу, которая могла бы проанализировать и решить эти проблемы.

Отечественные фармпроизводители давно испытывают насущную потребность в отраслевой ассоциации, которая будет отстаивать их интересы на разных уровнях. И в первую очередь для того, чтобы помочь государству разобраться в процессах, происходящих на российском фармацевтическом рынке, решить, как эффективнее ими управлять, чтобы он развивался, а не погибал. Необходимо укреплять связи между всеми участниками фармрынка и совместными усилиями решать имеющиеся задачи.

Андрей Младенцев, генеральный директор фармацевтической компании "Нижфарм", Нижний Новгород.

Ведущая рубрики - Юлия Кирюхина <$> //*


Источник: Русский фокус, 8.07.02

Версия для печати
Вернуться к разделу "Примеры маркетинговых исследований."
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Автомобильный рынок России
В статье анализируется состояние автопрома России в конце 2001 - начале 2002 года. Критически рассматривается усовершенствованная концепция развития автомобильной отрасли. Приведены мнения...
подробнее..
Концепция развития автомобильной промышленности России
Описана концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года. Указаны цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей...
подробнее..
Отечественный транспорт будет конкурентоспособным
В обзоре рассказывается о программе модернизации транспортной системы РФ в 2002-2010 гг. Указаны объемы инвестиций и планируемые мероприятия.
подробнее..
Российский алкогольный рынок
В обзоре анализируется российский алкогольный рынок. Приведена следующая информация: динамика рынка, особенности российского рынка, наиболее популярные марки, возможные последствия государственного...
подробнее..
Краткое резюме обзора Российский рынок свинины 2003 года
Дано комплексное описание рынка свинины России в 2003г.
подробнее..
Анализ рынка монолитного жилья
В обзоре приводится статистические данные по рынку новостроек г. Москвы на лето 2005г. Подробно описана методология исследования, приведены объем сегмента, ценовая гистограмма, распределение площадей...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: