MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Маркетинг
MD Маркетинг
>
Магазин исследований Маркетинговые исследования Стратегический маркетинг Маркетинг-микс Управление маркетингом и продажами Книги о маркетинге Маркетинговые услуги О проекте Форум
 
Маркетинговые исследования :: Фокус группы :: Психотерапевтика на службе у рынка

Психотерапевтика на службе у рынка


Метод фокус-групп, или группового интервью, в настоящее время активно применяется в маркетинговых исследованиях.


Как рассказывает Белановский, метод фокус-групп, или группового интервью, в настоящее время активно применяется в маркетинговых исследованиях. Они незаменимы при традиционном изучении рынка товаров и услуг, оценке эффективности социальных проектов и анализе политических имиджей. Исследования такого рода стали настолько популярны в США, что еще в 80-е годы американские социологи были вынуждены констатировать: практически каждый житель крупных городов был участником хотя бы одной фокус-группы. По этой причине пришлось смягчить одно из требований отбора респондентов - незнание ее процедуры проведения.

Видно, групповое интервью на Западе превратилось даже в некий вид национального развлечения. Не умеющие по-русски выкладывать наболевшее на кухне, американцы предпочитают собраться вместе в рамках психологических тренингов или социологических исследований и потрепаться на какие-то заданные модератором темы, чтобы самим не придумывать предмет беседы. Так фокус-группы стали не только важным элементом функционирования институтов рынка и демократии, но и психотерапевтическим компонентом культуры, куда измученные радостями постиндустриальной цивилизации охотно стекаются и себя показать, и других посмотреть.

Однако у нас проблем с межличностным общением никогда не возникало. Подручное средство для эффективной коммуникации всегда можно достать в ближайшем ларьке. Посему фокус-группы в России так и остались чисто коммерческим исследованием, необходимым инструментом маркетинга для предпринимательских и политических структур. Причем инструментом весьма точным и действенным, если грамотно объяснить профессионалу цели исследования, поставить перед ним выполнимые задачи. А для этого тоже нужно иметь в интеллектуальном багаже некоторое количество знаний, касающихся общих принципов проведения социологических исследований.

Именно такие общие закономерности и подробную методику процедуры фокус-групп представляет книга Белановского. Она дает краткий ретроспективный обзор развития в целом качественных методов социологии в сопоставлении с количественными, что помогает вписать метод фокус-групп в общесоциологический контекст и разобраться в наиболее выигрышных сферах его применения. Подробный рассказ о специфике существующих методологий может навевать скуку, однако тем, кто всерьез захочет приобрести социологическое мышление или просто расширить свой кругозор, рекомендую не пролистывать первые главы книги. Тем более что достаточно ясный язык книги не строит дополнительных препятствий на пути любознательного читателя.

А тому, кто просто хочет представить себе, что такое процедура проведения фокус-группы, можно смело начинать чтение с пятой главы. Тогда он сразу узнает, как они формируются, в каком помещении проходят, каким образом происходит постановка целей исследования и отбор респондентов, составление опросника и работа группы. Создается впечатление, что читатель, внимательно освоивший материал, будет в состоянии самостоятельно провести все исследование. Однако некоторые моменты исследования, особенно на стадии постановки целей и анализа полученных данных, требуют опытного взгляда профессионала. Человек, не имеющий социологического образования, не справится с задачами, требующими осмысления в широком методологическом контексте, или пропустит важные сигналы, показывающие, что опрашиваемые поднимают новую релевантную тему.


Источник: Независимая газета

Версия для печати
Вернуться к разделу "Проведение фокус групп, метод фокус групп"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Лекция "Фокус-группы - теория и технологии"
Лекцию "Фокус-группы - теория и технологии" читает Эндрю Купер, специалист в области фокус-групп компании "Жизненная стратегия".
подробнее..
Психотерапевтика на службе у рынка
Метод фокус-групп, или группового интервью, в настоящее время активно применяется в маркетинговых исследованиях.
подробнее..
Фокус-группа (Focus Group)
Описание методики Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте (товар, услуга, реклама), направленное на определение отношения участников к...
подробнее..
Проблема проведения корпоративных фокус-групп
Как правило, качественные исследования проводятся на целевом сегменте, т.е. на потенциальных потребителей продукта или услуги. Это связанно с тем, что...
подробнее..
Фокус-группа
Метод «фокус-групп» заключается в проведении группового, глубинного, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по...
подробнее..
Минусы фокусов
При помощи групповых дискуссий пытаются определить мотивацию потребителей - например, выявить факторы, влияющие на выбор того или иного продукта или определенной услуги. К сожалению, фокус-группы для...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: