MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Маркетинг
MD Маркетинг
>
Магазин исследований Маркетинговые исследования Стратегический маркетинг Маркетинг-микс Управление маркетингом и продажами Книги о маркетинге Маркетинговые услуги О проекте Форум
 
Маркетинговые исследования :: Количественные исследования :: Говорит ли респондент правду при телефонном опросе?

Говорит ли респондент правду при телефонном опросе?


Проведение телефонного опроса имеет главное отличие от других методов сбора первичной информации.


Это отличие заключается в том, что Вы слышите, но не видите респондента, а он слышит, но не видит Вас.

Всегда есть опасность внезапного отказа от интервью со стороны респондента, разрыва связи или введения интервьюёра в заблуждение.

Например, некоторые шутники могут преувеличивать (или преуменьшать, если это женщины, свой возраст) или указывать неверно род занятий. Это примеры сознательного введения в заблуждение.

Иногда респондент может неосознанно ввести в заблуждение интервьюера: не расслышать вопрос, неправильно его понять. Поскольку часто используют случайную выборку, можно попасть на человека, который не является компетентным в каком-то вопросе, но хочет произвести впечатление на интервьюёра и неосознанно даст неправильный ответ.

Как избежать неверных ответов?

Во-первых, тщательно планировать исследование. Удивительно, но до сих пор некоторые люди, считающие, что разбираются в маркетинге (а уж в маркетинговых исследованиях тем более) считают, что провести маркетинговое исследование — это разработать анкету, опросить людей и всё. На самом деле успех (или неудача) в проведении маркетингового исследования в значительной степени зависит от первого (постановка целей исследования) и третьего (планирование исследования) этапов. И если эти этапы проделаны правильно и хорошо, то трудностей при сборе данных и при их обработке возникать не должно. По крайней мере, они должны быть минимальны.

Поясню сказанное. Часто в анкетах встречаются общие, запутанные, двусмысленные, расплывчатые формулировки. Если коллеги-маркетологи с трудом понимают, о чём идёт речь, то, каково человеку, который не является специалистом в маркетинге, человеку, которого Вы оторвали от телевизора и который воспринимает Ваши вопросы на слух? А причина невнятных, расплывчатых формулировок в том, что не были чётко сформулированы цели исследования на первом этапе его проведения. Природу не обманешь, то, что было плохо сделано на первом этапе, всплывёт на четвёртом этапе (сбор данных).

Если же цели сформулированы правильно, то и вопросы анкеты почти автоматически получаются понятными, однозначными и простыми. Ещё очень полезно протестировать анкету «на кошках», на знакомых, коллегах, провести пробные телефонные звонки. Как правило, при таком тестировании очень много «ляпов» удаётся ликвидировать сразу. Но это ведь наши методологические ошибки, которые мы сами вносим в исследование и получаем некорректные данные в результате.

Теперь о том, как бороться с искажениями в ответах со стороны респондентов. По ключевым вопросам можно устроить «вопросы-ловушки», дублированные вопросы в разных местах анкеты. Респондент ведь воспринимает ваши вопросы на слух, он ещё не знает, что его ожидает впереди. Вы можете сформулировать дважды вопрос (разумеется, по-разному в обоих вариантах) и сравнить ответы.

Вопрос: «Покупаете ли Вы чай марки XXXXX?»

Ответ: «Нет»,

через несколько вопросов,

Вопрос: «Сколько упаковок (250 г) чая марки XXXXX Вы покупаете в месяц?»

Ответ: «Две».

Будьте любезны, респондент где-то Вас ввёл в заблуждение. Дальше решайте сами, что делать с такими ответами, исключать из дальнейшей обработки или уточнять ответы на двусмысленные вопросы.

Достаточно хорошей связкой таких пробных вопросов являются возраст-образование-род занятий.

Например, ответ «18 лет - высшее образование - руководитель высшего звена (топ-менеджер)» скорее всего, является шутливым.

Есть ещё психологические методы определения, говорит ли человек правду при телефонном опросе (по изменению интонации, определённым словам и т.д.), но думаю, это уже по части психологов, занимающихся обслуживанием полиграфа (детектора лжи).


Источник: http://marketing.km.ru/

Версия для печати
Вернуться к разделу "Количественные исследования, составление анкеты"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Опрос методом личного интервью (Face-to-face Interviewing)
Описание методики Личные интервью - индивидуальный опрос по структурированной анкете, по месту жительства респондента, в общественных местах, на рабочем месте или в любой другой обстановке,...
подробнее..
Опрос методом телефонного интервью (Phone Interviewing)
Телефонное интервью - индивидуальное интервью, которое проводится по телефону.
подробнее..
Говорит ли респондент правду при телефонном опросе?
Проведение телефонного опроса имеет главное отличие от других методов сбора первичной информации.
подробнее..
Телефонные опросы для исследования рынка: за и против?
Исследователям рынка часто приходится проводить исследования эффективности рекламных акций, осведомленности о торговых марках, специфике их использования, ситуациях использования, имидже марок
подробнее..
Телефонный опрос населения
Телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанного...
подробнее..
Телефонный опрос
Основным методом для проведения опросных исследований является телефонное интервью..
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: