MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Маркетинг
MD Маркетинг
>
Магазин исследований Маркетинговые исследования Стратегический маркетинг Маркетинг-микс Управление маркетингом и продажами Книги о маркетинге Маркетинговые услуги О проекте Форум
 
Маркетинговые исследования :: Примеры :: Обзор рынка экспресс почты

Обзор рынка экспресс почты


Рост деловой активности в стране и, как следствие, междугородного документооборота повышает спрос на услуги курьерских служб. Российские и международные операторы вступили в противостояние за контроль над региональным рынком экспресс-доставки. Исход этой схватки может решить вмешательство олигархов, которые уже начали вкладывать деньги в курьерские компании.


Совсем недавно услугами профессиональных курьерских служб в России пользовались преимущественно представительства иностранных компаний. Отечественные фирмы обращались в эти службы, только если возникала необходимость что-то отправить зарубежному партнеру. Пересылку писем, документов и посылок по стране предприниматели осуществляли старым проверенным способом – через проводников поездов или знакомых. И вот ситуация начала меняться.

Восточный экспресс

Ежегодно российский рынок экспресс-доставки увеличивается на 30%. Происходит это в основном за счет роста спроса на курьерские услуги по территории страны. «Конкуренция на московском и питерском рынках сегодня очень высока. Ведь качество услуг одинаково почти у всех мелких и крупных компаний, – отмечает Виктория Чуб, заместитель гендиректора по продажам и маркетингу компании «ЕМС Гарантпост». – В то же время крупных игроков, которые имеют собственные региональные сети и могут без участия третьих лиц доставлять корреспонденцию и посылки по территории России и СНГ, не так уж и много».

В ближайшие годы основная борьба между курьерами развернется именно за региональные рынки. По оценкам экспертов, рост рынка продолжится еще три года. Крупные операторы, стремясь занять «место под солнцем», уже приступили к формированию региональных представительств и расширению клиентской базы. Многие усилили свою рекламную деятельность. С плакатов и телеэкранов, установленных на центральных столичных улицах, курьерские службы предлагают бизнесменам воспользоваться их услугами и обещают в кратчайший срок отправить посылку в любую точку страны.



Все билеты проданы

Представители западных курьерских компаний оценивают оборот отечественного рынка экспресс-доставки в $150 – 450 млн. Более точных данных не существует. Сегодня услуги по пересылке писем, документов, мелко- и крупногабаритных грузов в РФ оказывают сотни фирм. Из них крупных, работа которых не ограничена пределами одного или двух городов, – не более десятка.

«Окончательно рынок еще не поделен, поэтому доли различных игроков оценить практически невозможно. Более-менее точно можно прикинуть лишь соотношения двух групп компаний, то есть иностранных и отечественных, – отмечает Андрей Бобров, управляющий партнер консалтинговой группы MD Consulting. – Мы оцениваем годовой объем российского рынка экспресс-перевозок в $200 – 250 млн. Из них $150 млн, то есть 60 – 75%, приходится на международную доставку. Примерно 70% этого сегмента контролируют представители «большой четверки»: DHL, TNT Express, Federal express, United Parcel Service».



Международные курьерские службы традиционно считали своими клиентами российские представительства иностранных торговых и производственных компаний. Собственно, их приход в начале 1990-х годов в нашу страну и был обусловлен необходимостью обслуживать своих постоянных клиентов. Ведь российские «дочки» были обязаны заключать договоры с местными представительствами тех же курьерских компаний, которые обслуживали головные подразделения. Например, в списке постоянных клиентов TNT Express значатся Sony, Intel, ABB, Lucent Technologies и другие транснациональные компании. Среди клиентов международных курьерских служб оказывались и представители отечественного бизнеса, но их было немного.

«Основная доля заказов от иностранных фирм приходится на международную пересылку», – отмечает Богдан Бутырев, директор по маркетингу и продажам TNT Express в России. У DHL, например, внутренние отправления составляют свыше 40%. Представители «большой четверки» сильны тем, что помимо собственной транспортной структуры имеют еще и глобальную информационную сеть. «Мы располагаем полной информацией о пути следования посылки. Отправитель всегда может узнать, в какой точке мира в данный момент находится груз и когда он прибудет к адресату», – поясняет Бутырев.

TNT, DHL, Fedex и UPS работают по всему миру. Курьерским фирмам из отдельных стран вряд ли когда-нибудь удастся создать международную информационную сеть и составить им конкуренцию. «Российский рынок пока не может дать национальным операторам тех объемов перевозок, которые оправдали бы инвестиции в информационную сеть международного масштаба. А без нормальной информационной инфраструктуры нельзя обеспечить высокое качество сервиса на международных направлениях», – резюмирует Богдан Бутырев.

Российским курьерским фирмам ничего не остается, кроме как ориентироваться на обслуживание городского и междугородного документооборота российских же компаний. «В структуре бизнеса крупных отечественных операторов на заграницу приходится 15 – 20% отправлений, а мелкие и средние компании на заграничных направлениях вообще не работают», – утверждает Виктория Чуб. Основной поток корреспонденции отечественные игроки отправляют в города-миллионники. Но неожиданно может «выстрелить» какое-то иное направление. Например, в последние два-три года увеличился поток корреспонденции в Южно-Сахалинск. Это связано с нефтяными проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2».



Крупнейшие отечественные курьерские компании появились на рынке в 1990 – 1993 годах. Среди них «Гарантпост-экспресс», Cityexpress, Pony Express, Armadillo. Все они предоставляют примерно одинаковый перечень услуг, работают практически по одним и тем же расценкам, и качество их услуг почти не отличается. Последней на рынок экспресс-доставки вышла компания «СПСР-экспресс». Сегодня именно она претендует на роль ведущего игрока. Только за год оборот компании вырос на 40% и достиг $30 млн.

Низкий старт

История «СПСР-экспресс» началась в 2001 году, когда на базе двух госструктур Министерства связи было создано коммерческое транспортно-логистическое предприятие, которое занялось отправкой срочных грузов для коммерческих организаций. «Наша компания состояла из пяти менеджеров и пяти работников производственного отдела», – вспоминает Владимир Солодкин, генеральный директор «СПСР-экспресс».

Через полгода предприятие превратилось в коммерческую структуру – ООО «СПСР-экспресс». Его владельцы понимали, что не в состоянии конкурировать с западными компаниями, поэтому не собирались заниматься международными отправлениями. «На рынке было достаточно места для мелких игроков. Тогда нашими главными конкурентами были проводники поездов дальнего следования, через которых передавали посылки не только частные лица, но и представители небольших компаний. Фактически мы отбирали рынок у них, а не у других курьерских компаний», – рассказывает Владимир Солодкин.

Пять лет назад рынок был практически свободен. Компании DHL, TNT Express, Fedex, UPS, чьи услуги стоили дорого для российских бизнесменов, не могли составить конкуренцию отечественным операторам. «Небольшой опыт работы мы уже имели. В рамках программы по обмену мы побывали в представительстве одной из международных курьерских фирм, изучили специфику их деятельности и начали строить бизнес с нуля», – вспоминает Солодкин.



Самой большой сетью обладала компания «Гарантпост» (известная под брендом «Гарантпост-экспресс»), одним из пяти учредителей которой была «Почта России». В 2004 году «Почта России» вышла из состава учредителей, а «Гарантпост-экспресс» по-прежнему остается самой крупной отечественной курьерской службой. По словам Виктории Чуб, сеть «Гарантпост» имеет 5500 представительств во всех крупных, средних и малых городах, за исключением труднодоступных населенных пунктов. Однако, по мнению участников рынка, даже «Гарантпост» по сей день не способен охватить весь объем потенциальных заказов.

«Мы не могли обеспечить такого же высокого качества, как международные компании (качество измеряется скоростью доставки, количеством потерянной корреспонденции, информационным сопровождением услуги, полнотой сервиса, обеспечивающего ожидания клиента. – Прим. «Ко»). Но зато наши цены были значительно ниже», – продолжает Владимир Солодкин. А четыре года назад клиенты обращали гораздо больше внимание на расценки.

«СПСР-экспресс» заявила о себе с помощью обыкновенной рекламы и получила заказы. Сначала компания специализировалась на документах, посылках весом до двух килограммов, но постепенно переходила на более «серьезные» грузы до 10 кг. Услуги разрабатывались под конкретного заказчика, потом стандартизировались и запускались в массовое предложение. Например, не каждому клиенту требуется, чтобы доставка его груза была осуществлена в течение суток, многих устраивает время от двух дней до недели, но по более низким расценкам.

Разделение труда

Внутренний рынок доставки устроен таким образом, что практически все его участники пользуются услугами друг друга. Ведь ни один оператор не может охватить своим присутствием все населенные пункты страны. Например, DHL открыла представительства в более чем 120 российских городах, а отправляет корреспонденцию в 450 городов.

«Российские операторы отдают на выполнение западным компаниям заказы по международным перевозкам, а международные – передают внутренние заказы российским», – отмечает Андрей Бобров. В частности, TNT, у которой в РФ всего семь отделений, доставку по территории страны осуществляет более чем через 30 агентов – российских перевозчиков и курьерских служб. «Это достаточно экономичный способ развития бизнеса», – подчеркивает Бутырев.



Технология бизнеса такова: допустим, международный оператор выполняет заказ по доставке посылки из Европы в Находку, где у него нет представительства. Он довезет посылку до ближайшего населенного пункта, где имеет свой офис, а там передаст российскому партнеру, который на своем транспорте доставит ее до места. Российские курьерские компании покупают у представителей «большой четверки» экспортные услуги. «Открывать офисы за рубежом не имеет смысла», – считает Владимир Солодкин.

Курьерские службы зачастую сотрудничают друг с другом, даже если являются прямыми конкурентами. «Обычно услугами агентских сетей компании пользуются при отправлении писем и посылок в регионы, в которых не имеют своих представителей и автомобильного парка, а открывать там представительства смысла нет, потому что входящий поток грузов намного превышает исходящий», – поясняет директор по продажам и маркетингу группы компаний Armadillo Леонид Зондберг.

Создание собственной региональной сети – дело затратное. Минимальный объем инвестиций в одно представительство составляет порядка $50 000. Собственное представительство курьерская компания открывает в тех регионах, которые становятся для нее стратегически важными. Там, где бурно развивается промышленность, растет деловая активность и клиенты требуют такого же уровня сервиса, как и в Москве.

«Работа через собственную сеть представительств позволяет лучше гарантировать надежность и качество доставки. Сегодня наиболее актуальным для клиентов является фактор времени, а пользуясь услугами агентов, оператор увеличивает сроки выполнения заказа», – отмечает директор по маркетингу Cityexpress Наталья Савина. Компания Cityexpress развивает региональную сеть с 1998 года, и за это период открыла 47 представительств. «Мы практически отказались от работы через агентов за исключением доставки в отдаленные населенные пункты. Наш автопарк постоянно расширяется», – утверждает Савина.

«СПСР-экспресс» начала активно развивать сеть только в 2004 году, и к концу того же года у компании было уже 50 филиалов в регионах. Сегодня «СПСР-экспресс» располагает структурой из 200 офисов. Более разветвленная сеть только у «Гарантпост-экспресса» и государственной курьерской структуры «ЕМС Почта России». Например, у Pony Express в России более 100 представительств, у Armadillo – 22. В прошлом году «СПСР-экспресс» доставила в общей сложности 1,5 млн писем и посылок. Для сравнения: объем доставок «Гарантпост-экспресса», имеющего 5500 представительств, составил 2 млн писем и посылок, а компании «ЕМС Почта России» (принимает посылки в 4500 почтовых отделениях по всей стране) – 895 641.



До недавнего времени «СПСР-экспресс» развивалась за счет собственных средств и банковских кредитов. Летом руководство компании задумалось о привлечении сторонних инвесторов. По некоторым данным, в состав учредителей «СПСР-экспресса» вошла инвестиционная компания «Ренова Капитал». Владимир Солодкин данную информацию не подтвердил и не опроверг. Однако, как утверждает источник, близкий к «Ренове», до конца года компания намерена вложить около $10 млн в развитие сети региональных представительств, расширение автомобильного парка, информационную систему.

Падающие звезды

Долгое время представители «большой четверки» не торопились развивать в России региональные сети. Основной причиной этого эксперты называют присутствие на российском рынке большого числа транспортных компаний, готовых взять на себя проблему последней мили. «Когда мы проводили интервью с курьерскими службами, выяснилось, что все они довольны перевозчиками, особенно DHL. Меня это поразило», – говорит Андрей Бобров. Однако в последние годы западные курьеры изменили свою стратегию развития.

«Растущий спрос на междугородную доставку делает экономически целесообразным развитие и содержание собственной региональной инфраструктуры, – отмечает Богдан Бутырев. – Сегодня в России у нас семь собственных филиалов. За два года мы открыли свои отделения в Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре. В перспективе планируем удвоить число региональных представительств и собственный автопарк».

Расширять сеть в России планируют и другие западные игроки. «В ближайшие четыре года мы собираемся инвестировать в российскую инфраструктуру $250 млн. Средства будут направлены на внедрение новых технологий, открытие офисов, строительство грузовых терминалов в ключевых экономических центрах, расширение автопарка», – поясняет Роланд Томас, коммерческий директор DHL в СНГ и странах Юго-Восточной Европы.

Между тем «СПСР-экспресс» развивает региональные представительства гораздо активнее любого другого российского и западного оператора. Компания намерена открыть в провинции еще 20 отделений. Аналитики считают, что «СПСР-экспресс» взяла слишком высокий темп и наращивать число представительств ей следует с осторожностью. «Затраты на региональную инфраструктуру оправдываются далеко не всегда. Ведь сегодня можно «купить» мощности у других курьеров. Сам по себе факт наличия большого числа офисов и автопарка не является конкурентным преимуществом. Основа успешного бизнеса – грамотное управление имеющимся ресурсом», – рассуждает Андрей Бобров.

Доля истины в словах эксперта есть. Например, объем отправлений Armadillo, которая имеет только 22 представительства, в 2005 году составил 2,5 млн посылок, то есть на 1 млн больше, чем «СПСР-экспресс». Да и обороты обеих компаний в прошлом году были примерно одинаковые. Впрочем, о том, насколько эффективно «управляют имеющимся ресурсом» все отечественные операторы, судить сложно. Большинство частных курьерских фирм предпочитают не разглашать свои объемы доставок.

Между тем в скором времени у всех российских фирм могут возникнуть проблемы, независимо от того, какое место они занимают на рынке курьерских услуг. На разработке в Госдуме находится проект нового закона о почтовой связи, в соответствии с которым частным компаниям будет запрещено обслуживать посылки весом менее 2 кг. «Фактически это означает запрет на деятельность частных курьерских служб, ведь на долю посылок весом до 2 кг приходится около 90% оборота рынка экспресс-доставки», – утверждает Владимир Солодкин.



Крупные международные компании реагируют на перспективы вступления в силу нового закона достаточно сдержанно. «В большинстве европейских стран существует монополия государственной почты на определенный вес отправления. Если закон примут, то нам придется получать почтовую лицензию для отправок посылок и корреспонденции менее 2 килограммов. Сегодня у нас такой лицензии нет, так как мы являемся не почтой, а службой экспресс-доставки», – комментирует Богдан Бутырев.

Отечественные операторы не согласны с такой постановкой вопроса. «Получением лицензии дело не ограничится. Речь идет именно об исключении частных компаний из этой сферы деятельности», – подчеркивает на условиях анонимности представитель одной из российских курьерских служб. Относительное спокойствие представителей «большой четверки» объясняется тем, что в их обороте значительную долю занимают международные отправки тяжелых грузов, которые под запрет не подпадают.

Как признался Роланд Томас, в DHL документы занимают 20% от общего объема отправлений, остальные 80% приходится на тяжелые грузы – запасные части, образцы продукции и прочее. И если закон вступит в силу, то отечественным игрокам придется переориентироваться на работу с тяжелыми грузами, что невозможно без собственной транспортной сети и разветвленной структуры представительств.


Источник: http://www.ko.ru/

Версия для печати
Вернуться к разделу "Примеры маркетинговых исследований."
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Автомобильный рынок России
В статье анализируется состояние автопрома России в конце 2001 - начале 2002 года. Критически рассматривается усовершенствованная концепция развития автомобильной отрасли. Приведены мнения...
подробнее..
Концепция развития автомобильной промышленности России
Описана концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года. Указаны цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей...
подробнее..
Отечественный транспорт будет конкурентоспособным
В обзоре рассказывается о программе модернизации транспортной системы РФ в 2002-2010 гг. Указаны объемы инвестиций и планируемые мероприятия.
подробнее..
Российский алкогольный рынок
В обзоре анализируется российский алкогольный рынок. Приведена следующая информация: динамика рынка, особенности российского рынка, наиболее популярные марки, возможные последствия государственного...
подробнее..
Краткое резюме обзора Российский рынок свинины 2003 года
Дано комплексное описание рынка свинины России в 2003г.
подробнее..
Анализ рынка монолитного жилья
В обзоре приводится статистические данные по рынку новостроек г. Москвы на лето 2005г. Подробно описана методология исследования, приведены объем сегмента, ценовая гистограмма, распределение площадей...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: